НАПРАВЛЕНИЕ
Реализация инновационных программ и проектов воспитания и социализации обучающихся и воспитанников;
для участия в заявочном туре на признание организаций дошкольного, общего и дополнительного образования Петрозаводского городского округа базовыми площадками муниципальной системы образования.
Информационная карта проекта
Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона
№ |
Содержание заявки |
Описание |
|
1. |
Цели, задачи и основная идея (основные идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости для развития муниципальной системы образования |
Анализ ситуации Ценностью поликультурного образовательного пространства микрорайона является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации. Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания школьников связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Миссия школы в контексте социальной деятельности состоит в том, чтобы дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами. Отмечая нарастающую перегруженность школьного образования, как родители, так и учащиеся предъявляют высокие требования к школе. Вопросы доступности, качества и эффективности не случайно названы в государстве приоритетными, они все чаще ставятся родителями и общественностью перед школой. Вместе с тем участие родительской общественности в деятельности школы и местного сообщества чаще всего носит стихийный характер и в большинстве своем инициируется самим образовательным учреждением. На этапе осознания и формирования гражданского заказа данные противоречия выливаются в проблемы, требующие решения. Обозначим эту проблему: - недостаточное использование социального партнерства как ресурса развития образовательного процесса в микрорайоне Сулажгора. Необходимость разрешения названных проблем привела нас к разработке модели социального партнерства. Задача построения гражданского общества поставлена государством. Школе, чтобы выполнить государственный заказ, необходимо расширять число своих партнеров, делиться с ними собственными полномочиями. Накапливать опыт взаимодействия в совместной разработке и реализации образовательных и социальных проектов. Опыт такого взаимодействия (действующие проекты в рамках социального партнерства «День знаний», «Вахта памяти», «День мира», «День пожилого человека», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Старшие друзья – наши шефы» ) привел наш коллектив к разработке модели, которая используя ресурсы социальных площадок микрорайона, изменит образовательное пространство, создаст необходимые условия для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Концепция проекта Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. В настоящее время школа претерпевает радикальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В связи с этим, составной частью процесса социализации является социальное воспитание как деятельность, направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. Социальное партнерство формируется на основе тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. По своей сути социальное партнерство «генетически» содержит в себе идею изменений. Система социального взаимодействия призвана обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение задач развития микрорайона. Развитие партнерских связей позволит: - сформировать образовательное пространство микрорайона Сулажгора, используя внутренние и внешние связи; - создать сетевую организацию; - обеспечить сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; - реализовать идеи государственно-общественного характера управления школой; - развить потребности личностного участия в образовательном пространстве микрорайона. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации социального партнерства, его теоретических основ является актуальной задачей. Результатом функционирования системы социального партнерства должны стать духовный и культурный подъем. Педагогики, ученики и все участники образовательного пространства микрорайона учатся взаимодействовать и договариваться. Этим и определяется приоритетность социального партнерства в общей системе школьного уклада жизни. Цель данного проекта: разработка эффективной модели социального партнерства в образовательном пространстве микрорайона Сулажгора. На данном этапе нами намечены приоритетные задачи:
|
|
2. |
Программа реализации проекта (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности; прогнозируемые результаты; необходимые условия организации работ; средства контроля и обеспечения достоверности результатов). |
В основе реализации проекта «Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Определим ценности, которые должны объединить всех участников организации проекта: свобода; право выбора; открытость; сотрудничество; ответственность; инициатива; здоровье. Содержание проекта опирается на программу воспитания и социализации обучающихся, представленную в основной образовательной программе образовательного учреждения, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и формирование экологической культуры. Духовно-нравственное воспитание определяется передачей обучающимся тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Миссия школы в контексте социальной деятельности состоит в том, чтобы дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами и в нашем проекте через социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона Сулажгора. Под экологическим воспитанием понимается формирование высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Экологическое воспитание – это не только важнейшая часть воспитательно-образовательной программы и школы, и ДОУ. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не сказать, выживание) человечества на планете, которую мы любовно называем «Земля». Оно не только учит детей вешать кормушки и наблюдать за грозой, но осознавать важность восстановления гармоничных отношений человечества с природой. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона Сулажгора предполагает совместную деятельность партнеров:
Срок реализации проекта: январь 2019г. – июнь 2020 г. Кадровые ресурсы: администрация и педагогические коллективы ОО, СОУ, ДОУ, родители; работники библиотеки, коллектив ДМХШ, работники ТЭЦ.
Материально-технические ресурсы: для проведения совместных мероприятий используются площадки школы и социальных партнеров с имеющимися материальными ресурсами. Организация проекта осуществляется в последовательности следующих этапов. 1 этап Подготовительный (январь - март 2019г.)
2 этап Практический март-декабрь2019г.; январь – июнь 2020г.
3 этап Аналитико-обобщающий май- июнь 2020г.
Конечные продукты (на муниципальный уровень образования):
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат:
Возможные риски: Недостаточная мотивация деятельности педагогов и социальных партнеров микрорайона. В результате совместной деятельности мы получим:
|
Календарный план реализации проекта
Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона
№ |
Этапы реализации проекта |
Срок реализации проекта
|
Виды выполняемых работ, перечень конечной продукции (результатов). |
Партнеры проекта |
|
|
1 этап подготовительный январь - март 2019г. |
|
|||
1 |
подготовительный |
Январь - февраль 2019 г. |
Создание рабочих групп по реализации направлений: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и формирование экологической культуры.
|
||
2 |
подготовительный |
Январь - февраль 2019 г. |
Создание визиток-презентаций о своем образовательном учреждении. Представление «Давайте познакомимся». Виртуальные экскурсии
|
||
3 |
подготовительный |
февраль 2019 г. |
Создание единой презентации «Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона Сулажгора» |
||
4 |
подготовительный |
Март-апрель 2019г. |
Создание модели социального партнерства микрорайона. |
||
|
2 этап практический март-декабрь2019г.; январь – июнь 2020г. |
||||
Духовно-нравственное направление |
|||||
1 |
практический |
Март-апрель 2019 г. |
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, фотографий, роликов, сочинений, чтецов, посвященных Дню Победы |
|
|
2 |
практический |
Март 2019 г. |
Проведение фестиваля патриотической песни |
||
3 |
практический |
Март-апрель 2019 г. |
Проведение экскурсий в музеи ОО |
||
4 |
практический |
Апрель 2019 г. |
Игра по станциям «Боевая слава» для учащихся 1-4 классов 5-6 классов 7-8 классов, посвященная Дню Победы |
||
5 |
практический |
Май 2019 г. |
Вахта Памяти. Встречи с ветеранами, изготовление поздравительных открыток, проведение концертов, возложение цветов у памятников |
||
6 |
практический |
Сентябрь 2019 г. |
Игра «Память» |
||
7 |
практический |
октябрь 2019 г. |
Декада, посвященная Д.М. Карбышеву |
||
8 |
практический |
Октябрь 2019 г. |
Практико-ориентированный семинар «Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона Сулажгора как фактор формирования активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся» |
||
9 |
практический |
Ноябрь 2019 г. |
Конференция (защита проектов, рефератов) |
||
10 |
практический |
Декабрь 2019 г. |
Традиции Нового года в России |
||
11 |
практический |
февраль 2020 г. |
Месячник патриотического воспитания. |
||
12 |
практический |
Апрель 2020 г. |
Фестиваль инсценированной военной песни |
||
13 |
практический |
Апрель 2020 г. |
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, фотографий, роликов, сочинений, чтецов, посвященных Дню Победы |
||
14 |
практический |
Май 2020 г. |
Вахта Памяти. Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, изготовление поздравительных открыток, проведение концертов, возложение цветов у памятников |
||
Социальное направление |
|||||
1 |
практический |
январь-февраль 2019 г. |
Создание рабочих групп по реализации данного направления |
|
|
2 |
практический |
Февраль 2019 г. |
Создание социального паспорта ОО |
||
3 |
практический |
Март 2019 г. |
Масленица. |
||
4 |
практический |
Март 2019 г. |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
||
5 |
практический |
Март 2019 г. |
Концерт для жителей микрорайона, посвященный Дню 8 марта |
||
6 |
практический |
Апрель 2019 г. |
Неделя добра |
||
7 |
практический |
Апрель 2019 г. |
Пасхальная благотворительная ярмарка |
||
8 |
практический |
Май 2019 г. |
«Звезды школы». «Звезды микрорайона» |
||
9 |
практический |
Сентябрь 2019 г. |
Уточнение социального паспорта ОО |
||
10 |
практический |
Октябрь 2019 г. |
Литературные гостиные |
||
11 |
практический |
Октябрь 2019 г. |
Концерт, посвященный Дню пожилого человека, для жителей микрорайона |
||
12 |
практический |
ноябрь2019 г. |
День семьи |
||
13 |
практический |
декабрь2019 г. |
Рождественская благотворительная ярмарка |
||
14 |
практический |
январь 2020 г. |
Подготовка к фестивалю |
||
15 |
практический |
февраль 2020 г. |
Участие в конкурсе «Зимние сказки Гипербореи». Снежный городок |
||
16 |
практический |
март 2020 г. |
Масленица. |
||
17 |
практический |
март 2020 г. |
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
||
18 |
практический |
март 2020 г. |
Концерт для жителей микрорайона, посвященный Дню 8 марта |
||
19 |
практический |
апрель 2020 г. |
Фестиваль «Мы вместе» |
||
Экологическое направление
|
|||||
1 |
практический |
январь-февраль 2019 г. |
Создание рабочих групп по реализации данного направления |
|
|
2 |
практический |
март 2019 г. |
Создание экологического паспорта микрорайона |
||
3 |
практический |
апрель-май-июнь 2019 г. |
Выращивание посадочного материала, оформление клумб, цветочных уголков в микрорайоне Сулажгора |
||
4 |
практический |
апрель-май 2019 г. |
«Чистый район» в рамках международного конкурса «Зеленая Весна» |
||
5 |
практический |
март-апрель 2019 г. |
Включение в деятельность проекта «Зеленый флаг» |
||
6 |
практический |
май 2019 г. |
Флешмоб «Мы защитники природы!» |
||
7 |
практический |
июнь 2019 г. |
Участие в городской акции по посадке цветов |
||
8 |
практический |
сентябрь-октябрь 2019 г. |
Экологический праздник, Выставка «Дары осени» |
||
9 |
практический |
октябрь 2019 г. |
Фотоконкурс «Природа родного края» |
||
10 |
практический |
ноябрь2019 г. |
Конференция по экологическому направлению (защита проектов) |
||
11 |
практический |
ноябрь 2019 г. |
Участие в экологических акциях: экоелка, поделки из бытовых отходов |
||
12 |
практический |
Декабрь 2019 г. |
Экологическая гостиная |
||
13 |
практический |
январь-февраль 2020 г. |
День зимующих птиц России |
||
14 |
практический |
февраль 2020 г. |
Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц!» |
||
15 |
практический |
март 2020 г. |
Всемирный день воды. День защиты Земли |
||
16 |
практический |
апрель 2020 г. |
Общероссийский день защиты окружающей среды от экологической опасности |
||
17 |
практический |
апрель -май 2020 г. |
Выращивание посадочного материала, оформление рабаток, посадка деревьев в микрорайоне |
||
|
3 этап Аналитико-обобщающий май- июнь 2020г. |
|
|||
1 |
аналитико-обобщающий |
май 2020 г. |
Проведение мониторинга по результатам проекта
|
|
|
2 |
аналитико-обобщающий |
июнь 2020 г. |
Обобщение результатов разработки и апробации проекта в форме круглого стола на тему « Социальное партнерство в образовательном пространстве микрорайона как фактор включения обучающихся в общественно значимые дела, социальные и культурные практики.
|
||
3 |
аналитико-обобщающий |
июнь 2020 г. |
публикация открытого информационного доклада на сайте ОО |
||
4 |
аналитико-обобщающий |
июнь 2020 г. |
Подготовка сборника методических материалов «Формы организации социального партнерства в образовательном пространстве микрорайона».
|